Если:
-
вы поругались или подрались,
-
у вас что-то украли,
-
вас побили и вы знаете обидчика,
-
вас обижают в классе и т.д.,
то вы можете обратиться в школьную службу примирения.
Школьная служба примирения
Наш девиз:
"Поступай с другими так,
как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой"
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми. Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к Реберт Анастасии Викторовне
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
каковы последствия ситуации для обеих сторон; каким образом разрешить ситуацию; как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила
1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Что может дать медиация школьникам:
1. Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
2. Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
3. Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
4. Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
5. Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
6. Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
7. Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.
Что может дать медиация школьникам-медиаторам:
1. У них повышается самооценка.
2. Развиваются лидерские качества.
3. Улучшаются речевые способности и коммуникативные навыки.
4. Они приобретают навыки ассертивного (уверенного) поведения, учатся управлять своими эмоциями.
5. Развивается их конфликтологическая компетентность.
6. Они заинтересованы в профилактике насилия в школьной среде.
7. В своей собственной жизни они ориентированы на разрешение конфликтов мирнымпутем.
Что может дать медиация школе и родителям:
1. Снижается количество школьных конфликтов.
2. В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.
3. Снижается количество правонарушений со стороны школьников.
4. Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.
5. Повышается уровень успеваемости.
6. Улучшается социально- психологический климат школьного класса.
7. Растет сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.
Инновационный проект «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»
Сроки проведения инновационной деятельности: 2019-2022 годы
Цель инновационной деятельности - внедрение организационно-методических и психолого-педагогических условий формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации.
Задачи инновационной деятельности:
1. Внедрить в практику воспитательной работы учреждений образования технологию формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.
2. Внедрить в практику работы учреждений образования школьные службы медиации.
3. Создать методические условия для обеспечения психологической безопасности образовательной среды учреждений образования на основе деятельности школьных служб медиации.
4. Изучить, оценить и обобщить результаты инновационной деятельности.
5. Обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта другим учреждениям образования республики.
6. Разработать методические рекомендации по созданию школьных служб медиации.