Рекомендации для родителей
Как организовать досуговую
деятельность детей
Досуговая деятельность ребенка должна включать в себя меры, направленные на выработку у детей с ограниченными возможностями навыков самообслуживания, самостоятельной организации собственной жизни. Приобретаемые знания и навыки должны быть привязаны к решению повседневных жизненных задач, а не уводить от реальности. Такой подход гарантирует адекватную социальную адаптацию, интеграцию таких детей в обычную жизнь, расширение области самостоятельности в отношениях с окружением.
Зачастую семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, не могут организовать свой досуг не только по экономическим соображениям и социально-психологическим причинам (социальная изоляция семьи, чувство вины, подавленности, нарушенные семейные отношения и др.), но и из-за чрезмерной опеки над ребенком, просто не знания, что можно, а что нельзя.
Ребенку постарше можно предложить составить альбом вещей, которые его окружают дома или на улице. В журналах или газетах находите эти предметы и вырезайте их. Такие альбомы, кроме навыков восприятия, развивают память и речь.
Научиться ориентироваться в пространстве и одновременно познавать возможности своего тела ребенку помогут подвижные игры «День и ночь», «Море волнуется», «Ручеек», «Прятки» или движения по команде (ползком, кувырком, на четвереньках). Подобные игры помогут малышу освоить понятия «верх – низ», «кругом» и т.д. Описание игр можно найти в специализированной литературе (Финни Н.Р. «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие», 2009) или придумать самим.
Ребенка привлекают не только игрушки, но и занятия окружающих. Его притягивает все, что делают взрослые. Не лишайте ребенка даже с очень тяжелой формой заболевания возможности помогать вам по дому. Помощь по дому не только развивает детей, но и приучает их к труду. Например, занимаясь вытиранием пыли и чисткой обуви, дайте тряпку и ребенку. На кухне дайте ему вырезать из теста печенье формочкой, что-нибудь размешать, положить соль в картошку, слепить пирожок и т.д. В саду ребенок может помогать вам, сажая растения или поливая грядки.
Вечером с ребенком можно играть в детские настольные игры, читать вместе с ним книжку, рисовать, собирать паззлы или мозаики. Такие игры не только помогают ребенку развивать внимание, усидчивость, пространственную ориентацию, учат действию по образцу и самовыражению, они также помогут успокоить нервную систему и приготовиться ко сну. Более взрослого ребенка можно научить играть в шашки, шахматы, домино или лото. Подобные игры развивают внимание, память и мышление. Для развития мелкой моторики и воображения можно порекомендовать занятия декаративно-прикладным творчеством. Это может быть вязание, вышивание, плетение из бисера, лепка из пластилина или соленого теста.
В выходные дни или дни отпуска важно устраивать совместное проведение досуга. Это могут быть общие семейные увлечения, такие как рыбалка, походы, экскурсии, занятия спортом. Если есть такая возможность, очень полезно будет плавание, верховая езда.
Привитие навыков личной гигиены у детей с ОПФР и соблюдения санитарных норм в домашних условиях.
Главный принцип в воспитании детей с ОПФР – формирование у них привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительный результат. Выработка у детей положительных привычек и навыков поведения, а также чёткой последовательности в выполнении отдельных действий играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот порядок, какой усвоили под непосредственным руководством и контролем старших. Прочное усвоение навыка освобождает детей от замешательства и состояния беспомощности, которое они испытывают, попадая в непривычные условия.
Часто родители, считая своего ребёнка заведомо не способным выполнять даже самую простую работу, ставят его в полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Выработать у детей навыки личной гигиены можно, если многократно показывать ему все операции. Родители должны объяснять все задания простыми знакомыми детям словами.
Целесообразно предлагать сразу выполнять более легкие действия, перейдя затем к более сложным. Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить ребенка, представляет собой сложный набор последовательно выполняемых движений. В начале обучают выполнению каждого элемента отдельно. Так, в процессе мытья рук, сначала показывают, как мыть ладони, затем тыльные стороны, большие пальцы и запястье. Со временем у детей улучшаются координация движений, работоспособность.
Дома их следует учить одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, чистить зубы, следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Также следует учить детей пользоваться туалетом.
Всем этим навыкам учеников начальных классов учат на уроках социально-бытовой ориентировки, но необходимо, чтобы эти навыки закреплялись и дома.
Виды помощи в выполнении заданий:
- Стимуляция к действию.
- Программирование плана действий.
- Указание способа решения
- Демонстрация способа решения.
Правильно организованные ситуации и приемы общения с вашим ребенком обеспечат вам успех, облегчат вашу жизнь и жизнь вашего ребенка.
Труд в семье должен быть систематическим и постоянным, чтобы ребенок имел посильное постоянное поручение дома.
Целенаправленное развитие трудовых умений в семье позволяет преодолеть основной недостаток детей с ОПФР – их низкую самостоятельность.
Успешность в деятельности по формированию навыков личной гигиены и самообслуживания зависит от мотивации. Поэтому важное условие в формировании навыков поощрение ребенка и участие самих взрослых в процессе обучения.
Прежде чем сделать какое-либо задание вы должны объяснить его ребенку, помочь спланировать порядок выполнения действий, затем самому продемонстрировать, как они выполняются. Детям следует задавать такие вопросы: с чего надо начать? Не забыл ли ты порядок действий? Все ли у тебя получилось? Если работа кажется сложной, то поручайте ему выполнить один трудовой процесс, а не несколько. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Избегайте однообразия.
Польза и вред социальных сетей
Польза социальных сетей
На память приходят восторженные отзывы на появление первых социальных сетей на просторах рунета. Открывались новые возможности для поиска старых друзей, коммуникации для получения полезной информации, интересных данных. Для современного пользователя социальные сети – это повседневность. Свойства мобильных приложений сделали доступным этот вид связи каждому, у кого есть смартфон.
Поиск друзей и работы
Полезные свойства социальных сетей неоспоримы. Несложная процедура регистрации в соцсети открывает перед посетителем широкий круг опций.
- Первое полезное свойство – поиск старых друзей. Представился случай восстановить давно утраченные связи, найти разъехавшихся по всему миру однокашников. Узнать об их жизни, посмотреть фотографии, возобновить переписку.
- Упростились повседневные взаимоотношения. Отпала необходимость встречаться для обмена новостями, запоминать даты рождения, важные события. Несколько кликов по клавиатуре – и друзья в курсе событий, а система напоминает о важной дате.
- Поиск единомышленников и друзей по интересам – еще одно полезное свойство соцсетей. Достаточно заполнить данные о хобби, музыке, играх, и система сама предложит подходящие по увлечениям группы.
- Соцсети предоставляют возможность получения заработка. Реклама, ссылки, отзывы и советы помогают пользователям продвигать свои услуги, становятся полезными при поиске работы.
Расширение кругозора
Доступность практически любых полезных данных дает возможность самообразования. Отпадает необходимость посещать специальные курсы. Обмен полезными советами и личным опытом происходит в режиме онлайн. Регистрация на образовательных порталах открывает доступ к получению знаний, которые недоступны в рамках программы общеобразовательной школы. Участие в сетевых конкурсах, олимпиадах различного уровня дает оценку полученным знаниям, стимулирует расширение кругозора.
Главная польза социальных сетей – оперативное распространение и поиск нужной информации.
Вред социальных сетей
Социальные сети оказывают не только положительное влияние на человека, но и наносят ли вред. В наш век сверхскоростей люди сталкиваются с постоянным дефицитом времени: его катастрофически не хватает. Одной из причин нехватки времени стало времяпрепровождение в социальных сетях. Наверняка каждый человек замечал, что, присев только посмотреть новости или проверить почту, процесс затягивается на час или больше. Бесполезная трата времени – первое отрицательное свойство социальных сетей.
Зависимость от социальных сетей
Многие думают, что нет никакой зависимости, все под контролем, вреда виртуальное общение не наносит. Социальные сети оказывают значительное влияние на психику. Человек для гармоничного развития нуждается в постоянном признании как личности. До появления социальных сетей приходилось постоянно работать над собой, доказывать свою состоятельность. С их появлением все упростилось. Достаточно выложить фото или видео и можно собирать лайки.
Получив одобрение в социальных сетях, пользователь испытывает некую эйфорию. Один раз, второй и вот – зависимость: первое с чего начинается утро – это просмотр своего аккаунта. В течение дня появилась свободное время – и заходят на свою страницу.
Утомление и стресс
Свойства социальных сетей оказывают негативное влияние, когда человек пользуется ими в режиме нон-стоп. Поток новостей, смена эмоций, впечатлений, решение разноуровневых задач – все это приводит к утомлению, наносит вред здоровью. Излучение монитора пагубно воздействует на сетчатку глаз.
У многих нет понимания, что большая часть посетителей социальных сетей приукрашивают свою реальность. Воспринимая виртуальный образ за действительность, создается комплекс неполноценности. Кажется, что старый знакомый красивый, богатый и успешный. Такое восприятие ударяет по самооценке, приносит вред психике. В итоге организм получает стресс, человек впадает в депрессию.
Снижение интеллекта
Люди хотят использовать легкие пути для получения удовольствия. Контакт в социальных сетях сводится к проставлению лайков, переписка насыщена смайликами и сокращениями. Вместо «добрый день» пишут «здр». Рассказ о своем настроении сводится к вставке смайлика. Доходит до абсурда: под статусом «светлая память, погибшим в катастрофе» кликают «нравится». Такой способ коммуникации входит в привычку, становится нормой и применяется в повседневной жизни. Пользы от этого мало, активным посетителям социальных сетей трудно перестраивать свои взаимоотношения на общепринятые формы. Это становится преградой к полноценному диалогу, так как люди, далекие от компьютерного сленга, с трудом понимают такое повествование.
Снижение концентрации внимания
Постоянное нахождение в социальных сетях вырабатывает у мозга привычку порционного получения сведений. Одновременно происходит несколько процессов: прослушивание музыки, просмотр фотографий, написание комментариев, чтение новостей. В итоге происходит снижение концентрации внимания. Наносится вред организму.
Известный в психологии термин гиперактивности точно определяет состояние человека. Он не может сконцентрироваться на выполнении одного задания, длительное занятие чем-либо его утомляет. Полезный материал не усваивается. Снижается работоспособность, падает производительность труда. Поэтому многие работодатели блокируют выход в социальные сети своим работникам, видя вред, наносимый виртуальным общением.
Информационный мусор
Подача информации в интернете происходит так, что, имея намерение просмотреть прогноз погоды, пользователь вынужден закрывать выскакивающие окна с рекламой, новостные блоки, ссылки на различные сайты. Многие не справляются с такой задачей. Все это привлекает внимание, уводит от основной цели. Человек получает поток ненужной, порой ненужной информации. Если не контролировать этот процесс и не блокировать лишнее, мозг перегружается, накапливается усталость, раздражение, организму наносится вред.
Важно! Необходимо научиться отсекать ненужные сведения, избавляться от лишних рассылок, использовать только полезные материалы.
Виртуальное общение заменяет реальное
Переписываясь на просторах социальных сетей, люди теряют навыки реального общения. Психологи описывают случаи, когда жена просит мужа поставить разогреваться чайник, написав ему об этом «Вконтакте».
Вместо того, чтобы поздравить ветерана с праздником Победы, подарить цветы, послушать воспоминания, помочь в чем-то, все сводится к добавлению георгиевской ленточки на свой аватар. Реальная помощь пострадавшим заменяется добавлением «свечи памяти», считая, что таким образом состоялось приобщение к общему делу.
Люди перестали встречаться. Куда проще, лежа на диване, скидывать друг другу ролики, а обсуждать просмотр, поставив смайлик. В социальных сетях теряют значение слова и чувства, которые передаются при личном контакте. Здесь легко скрыть переживания или сфальсифицировать эмоции. Не имеет значения, какого пола человек, сколько ему лет, как он выглядит, чем занимается.
Подростки и социальная сеть
Польза и вред социальных сетей для подростков в равной степени зависит от качества контента, который используют дети, а также времяпровождения во всемирной паутине. Социальные сети, имеющие образовательную направленность, набирают популярность. Их с пользой используют для обмена данными между школой, учеником и родителем. К сожалению, не все интернет-площадки направлены на повышение уровня знаний пользователя, некоторые вместо пользы наносят вред.
Защитники социальных сетей считают, что виртуальное общение имеет полезные свойства, помогает современным детям не чувствовать себя одиноким. Но только когда оно не заменяет реальное. Зависимость подростков от социальных сетей тем сильнее, чем меньше осуществляется контроль за этим процессом со стороны родителей. Если не контролировать, то сын или дочь вовлекаются в виртуальные игры, становятся зависимыми от оценки окружения. Ее отсутствие вводит их в состояние депрессии или толкает на поиски таких групп, где любой поступок расценивается как достижение или подвиг.
Подросток, зависимый от социальных сетей, неверно оценивает людей. Он не чувствует ответственности. Ребенок может представить себя кем угодно, способен оскорбить оппонента, причинить вред, не испытывая при этом ни угрызений совести, ни сопереживания.
В социальных сетях легко добавляют друзей, даже незнакомых, еще проще с ними расстаются: одним кликом удалив или отправив в черный список. Меняется поведение подростка под воздействием группы. По закону толпы личная ответственность за совершенное действие снимается, чтобы не стать изгоем, подросток выбирает путь большинства.
Для поднятия своего рейтинга частым явлением стало выкладывание на всеобщее обозрение видео с жестоким обращением со своими сверстниками или животными. Чтобы получить заветные лайки от участников группы, подросток идет на преступление по отношению к тому, кто слабее.
В сочетании дети и социальные сети опасность представляет кибербуллинг, когда происходит травля дитя через социальные сети. Не все школьники рассказывают об этом, поэтому задача взрослых уберечь их от такого воздействия. Не меньший вред представляют несанкционированные ссылки, добавление в друзья незнакомцев или посещение сомнительных сайтов.
Важно! Нужно рассказать ребенку о возможных опасностях и научить его, как действовать в определенной ситуации.
Негативное влияние социальных сетей на здоровье и поведение подростка происходит в том случае, когда над детьми ослабевает контроль. Полностью запретить общение в социальных сетях нельзя, но оговорить условия, на которых будет осуществляться их пользование гаджетами, обязательно. Задача взрослого сделать это общение безопасным для физического и морального здоровья. Это достигается технической поддержкой типа «родительского контроля», установкой антивирусов и ограничением пребывания ребенка в интернете. Помогут избежать зависимости от социальных сетей посещение различных кружков и секций, а также личный пример взрослого, подтверждаемый живым общением. Польза от такого времяпровождения будет обоюдной.
Польза и вред социальных сетей – как две стороны одной медали. В силах каждого взять из виртуальных взаимоотношений полезные свойства и не допустить проникновения в свою реальность вреда.