В копилку воспитателя ГПД

Если вы хотите сделать досуг ваших подопечных интереснее, ярче, заполнить его минутами творчества, в которых так нуждается каждый ребёнок, то эти материалы для вас. Подарите школьникам радость открытий, помогите им лучше узнать себя, оценить свои творческие способности! 

Правила организации внеучебной деятельности ГПД (занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.)

  1. Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1-1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин для учащихся II классов и 1,5 ч — для учащихся III—IV классов с 5-10-минутным перерывом в середине занятий.
  2. Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1-2 раз в месяц.
  3. Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1—2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 мин; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров — не чаще 1-2 раз в месяц.
  4. Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.

Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.

Виды организации воспитательной работы ГПД

1. Игровая деятельность

 

По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.

Необходимые условия для успешной игровой деятельности:
* естественность;
* теплая забота и принятие;
* полный эмоциональный контакт.

Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
* не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);
* игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
* играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
* игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);
* использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
 
Примеры игровой деятельности в ГПД
 
Задания на сплочение коллектива
 
«Узелки»
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

«Электрическая цепь»
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.Два главных условия этого упражнения:
* электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
* на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
 
«Биг-мак»
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе. Например, один партнер говорит «Биг» — другой «Мак»; один «Ореховое» — другой «Масло» и т.д. Затем объясните, что, по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово.
Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Соучастники с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершении задания каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
* Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

 «Сидячий круг»
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите участников повернуться на 90 градусов направо. Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
 
«Отжимания»
Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача — отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.
* Удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).
 
«Все на борт»
Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.
 
«Бревно»
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
 
«Тролли»
Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.
Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.
 
«Прогулка слепых»
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите участникам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
* Выполнять это упражнение нужно в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).
 
«Паутина»
Оборудование: заранее сплетенная из веревок вертикальная «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто-либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

2. Клубные часы

 

Клубный час — это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива — педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.
 
Примерная программа занятий клубного типа
 
Занятие 1 «О дружбе, товариществе, о хороших людях»
Здесь идет разговор о дружбе, кого считать своим другом, о ком можно сказать «Это мои товарищи»; что чувствует человек, когда он вместе со всеми делает общее дело, кого мы называем хорошим человеком.
Дети делятся своими мыслями о дружбе, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Когда разговор идет активно, учитель дает возможность самостоятельно высказаться. Он слушает и направляет беседу вопросами.
В заключение дети читают стихи, поют песни (задания даются заранее). Можно использовать пословицы, поговорки.
 
Занятие 2 «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем»
На занятии продолжается разговор о дружбе и товариществе. Оно начинается с выступлений ребят. Дети читают рассказы и стихи, поют песни, показывают сценки. Краткое обсуждение выступлений переходит в беседу о дружбе всего класса.
 
Занятие 3 «Рассказ о родном городе (селе)»
Главная тема беседы с детьми — «Что ты расскажешь нашим гостям о своем городе (селе) и замечательных людях, которыми гордится наш город (село)». Такая работа закрепляет у детей гражданские чувства, которые возникли в результате экскурсий, бесед о родных местах.
 
Занятие 4 «Героев помнят вечно»
Беседа о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Можно использовать грамзаписи песен революции и гражданской войны, рассказы о создании этих песен. Можно провести занятие в форме литературно-музыкальной композиции. Дети могут рассказать, зачитать о подвигах героев. Слушая же воспитателя, они получают полное представление о том или ином человеке, отчетливее осознают прошлое нашей страны.
 
Занятие 5 «Герои любимых книг»
Учитель предлагает провести обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, что им больше всего понравилось. К выступлениям можно подобрать записи музыкальных произведений, приготовить рисунки о любимых героях книг.
 
Занятие 6» Клуб юных путешественников. Путешествие по родной стране»
За две-три недели до проведения занятия дети получают задания: подобрать плакаты, рассказы о гербе, флаге, городах-героях, замечательных людях нашей страны, первооткрывателях и т. д. Затем подготовленный материал они рассказывают всему классу и все вместе обсуждают.
В конце занятия можно поиграть в разные игры, например: дети по очереди называют города (реки, озера) нашей страны, начинающиеся с одинаковой буквы (или последняя буква названия одного города начинает название другого) и т. д.
Или можно организовать путешествие-игру, то есть «поехать» на север, на юг, на восток, на запад, а на следующих занятиях рассказывать об этих путешествиях: что узнали интересного о растениях и животных и т.д.
 
Занятие 7 «Клуб юных путешественников. Путешествие на восток»
Занятие готовят группы ребят. Материал о природе, растениях, животных. Воспитатель рекомендует детям материал для подготовки:
* «Что такое? Кто такой?».
* Спутник любознательных.
* Детская энциклопедия и др.
В конце занятия подводятся итоги путешествия по Родине.
 
Занятие 8 «Забота о животных»
Внимание к природе, забота о «братьях наших меньших» — один из важнейших вопросов нравственного воспитания детей.
Эти занятия посвящаются заботе о домашних животных. Многие дети имеют дома собаку или кошку. Ребята должны понимать, что, приучив к себе животное, они несут ответственность за него. Нельзя взять щенка или котенка, поиграть с ними — маленькие они забавны, — а как вырастут или потребуют особого ухода, отказаться от них.
За две-три недели до занятия воспитатель дает поручение собрать для всего класса библиотечку книг о животных. Ребята подбирают отрывки из интересных рассказов о жизни животных. На занятии дети обмениваются впечатлениями, рассказывают своим товарищам о повадках домашних и диких зверей, о наиболее интересных случаях дружбы животного и человека, об особенностях приручения и дрессировки зверей (для этого можно использовать книги В. Бианки, Н. Дуровой), рассматривают открытки о разных животных.
 
 
Игра «Счастливый случай» для 3-4 класса

Цели и задачи:
— развитие познавательных способностей, логического мышления и сообразительности младших школьников;
— воспитание чувства коллективизма, уважения к одноклассникам, старшим и младшим.

Классный час можно провести с классным руководителем параллельного класса. Тогда из классов формируются команды «знатоков», а остальные учащиеся будут болельщиками.
Если классный час проводится в одном классном коллективе, учитель помогает ребятам сформировать команды.
Заранее подготовить помещение — необходимо, чтобы команды сидели друг против друга; подготовить по 2 стола, скотча и ножниц, конверты с заданием для команд, отдельно распечатать вопросы ведущему для каждого гейма. Можно пригласить школьного библиотекаря и в ходе игры предоставить ему слово. Музыкальное сопровождение — аудиозаписи любой медленной музыки.
 
Ход мероприятия:

Учитель: Наша встреча необычная. Вам, ребята, для сегодняшнего классного часа очень понадобятся дружба и смекалка, логическое мышление и знания, сообразительность и находчивость.
Начинаем нашу игру. Она немного похожа на известную телевизионную игру «Счастливый случай». Пусть правила немного изменены, но, согласитесь, это и есть ваш «счастливый случай» — показать знания и умения, дружбу и веселье.
 
Каждой команде дается по вопросу. Ученик, ответивший первым на вопрос, становится капитаном команды.

  1. Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (Буква «Р»)
  2. Представь, что ты кондуктор поезда. Поезд везет 1200 ящиков. В каждом ящике 100 коробок. В каждой коробке — пара ботинок. Сколько лет кондуктору? (Ответ может быть любым, но остроумным)

 
Учитель: Итак, капитаны есть. Теперь можно начинать игру. Перед началом игры я представлю вам наших судей.

Учитель представляет приглашенных гостей

1-й гейм «Разминка»

Учитель: За 1 мин каждая команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ она получает одно очко.
 
Вопросы 1-й команде
* Катался мячом, пока не стал носком. (Клубок)
* В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («12 месяцев»)
* Может ли страус назвать себя птицей? (Нет)
* Шевельнул бородкой гном, и вошел хозяин в дом. (Ключ)
* Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько по времени сыграл каждый игрок? (4 часа)
* Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
* Много — люди, один — … (Человек)
* Птичий домик. (Гнездо. Возможен вариант — скворечник)
* Хитрое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса)
* Какой фразой заканчивается письмо? (До свидания)
* Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? (Спереди)
* Какой орган человека называют «мотором»? (Сердце)
* Врач, сталевар, продавец — это …? (Профессии)
* Пингвин — это птица? (Да)
* Какой цветок считается символом Японии? (Хризантема)
* Век живи, век … (учись)
* Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
* Кого больше, девочек или детей? (Детей)
* Бежать во весь дух — это значит … (Быстро)
* Дерево медонос — это … (Липа)
 
Вопросы 2-й команде
* Не летает, не поет, а клюет. (Рыба)
* Маленькие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
* Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
* Человек, который живет рядом. (Сосед)
* Насекомое, дающее мед. (Пчела)
* В какой книге С. Маршак рассказал про обитателей зоопарка? («Детки в клетке»)
* Место, где растут овощи. (Огород)
* Малина, черника, крыжовник — это … (Ягоды)
* На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
* Стоящий на остановке троллейбус или автобус обходят спереди или сзади? (Сзади)
* Их у человека двадцать. (Пальцев)
* Овца, заяц, слон — это … (Животные)
* Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
* Какой цветок считается символом России? (Ромашка)
* С прилетом каких птиц считают, что пришла весна? (Грачи)
* Семь раз отмерь, а один раз … (Отрежь)
* Чего больше, яблок или фруктов? (Фруктов)
* Морочить другому голову — это значит … (Обманывать)
* Какое дерево дает сладкий сок? (Клен)

Подводятся итоги.
 
2-й гейм «Темная лошадка»

Учитель: Наша гостья очень любит книги и учит нас любить их. Работа ее связана с книгой. Мы часто обращаемся к ней за помощью, и она всегда рада нам помочь. Это наш школьный библиотекарь — … Она пришла к нам со своими заданиями, чтобы узнать, кто из вас лучше всех знает сказки.
 
Библиотекарь: Отрывок из какой сказки я сейчас прочитаю?

Зачитываются отрывки из разных сказок. Каждая команда должна угадать название книги или сказки и автора этого произведения. Подводятся итоги.
 
3-й гейм «Одним словом»

Учитель: Каждой команде я буду читать по два слова, а вы с помощью одного слова должны обобщить их.
*Чашка и нож — это… (посуда).
*Зима и лето — это… (времена года).
*Метры и литры — это… (система измерения).
*И и К — это… (буквы).
*Тюльпан и роза — это… (цветы).
*Минута и год — это… (время).
*Четверг и пятница — это… (дни недели).
*Огурец и свекла — это… (овощи).
*Север и запад — это… (стороны света).
*Карась и щука — это… (рыба).
*Футбол и шашки — это… (игра).
*Валенки и тапки — это… (обувь).
*Сердце и почки — это… (органы).
*Шкаф и стул — это… (мебель).
*Волга и Ока — это… (реки).
*Слива и яблоко — это… (фрукты).
*Пианино и скрипка — это… (музыкальные инструменты).
*Пила и топор — это… (инструменты).
*Зебра и медведь — это… (животные)
*Кастрюля и чашка — это… (посуда)
 
4-й гейм «Отгадай-ка»

Каждой команде в быстром темпе в порядке очередности задаются различные вопросы, побеждает та команда, которая ответила на большее число вопросов. Вопросы могут быть на сообразительность и смекалку. За каждый правильный ответ команда получает два балла.

* У чего нельзя найти ни начала, ни конца? (У круга)
* Как назвать пять дней недели подряд, не говоря их названий? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
* Что будет с сорокой, если она проживет два года? (Будет жить третий год)
* Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой)
* На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)
* Главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)
* С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи и даже умертвить злого «долгожителя» из русских сказок. (Игла)
* Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
* Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)
* Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
* Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1, 2 и 3)
* По какому городу течет кровь? (По Вене)
* Растет дуб. У него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. Что это такое? (Год, месяцы, недели, дни)
* Назовите слова, в которых буква «т» встречается четыре раза. (Стратостат, аттестат)
* Где мы платим деньги за то, чтобы с нас что-то сняли? (В парикмахерской)
* В каком глаголе сто отрицаний? (В глаголе «стонет»)
* Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна)
* Название какой птицы состоит из четырех десятков одной и той же гласной буквы? (Сорока)
* В каких лесах нет дичи? (В строительных)
* Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)
* Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
* Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? (Второго января)
* Кто на своей голове лес носит? (Олень)
* У кого глаза на ногах, а дом на спине? (Улитка)
* Ты да я, да мы с тобой! Сколько нас всего? (Двое)
* Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
* Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодняшний день)
 
5-й гейм «Самый умный»

Какая из команд за определенное время, например, за 3 мин, успеет ответить на большее количество вопросов правильно.
 
Вопросы 1-й команде:
* У какого слона нет хобота? (Шахматного)
* Какое крыло без перьев? (Самолета)
* Что случается 31 февраля? (Такого дня нет в году)
* Водитель автомобиля. (Шофер)
* Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. (Молоко)
* Инструмент, которым рубят. (Топор)
* Густой лес. (Чаща)
* Сильный ветер со снегом. (Метель или буран)
* Покрывало на столе. (Скатерть)
* Животное — сторож. (Собака)
* Им запирают дверь или сейф. (Замок)
* Фигура, не имеющая углов. (Круг)
* Плод дуба. (Желудь)
* Ребенок лошади. (Жеребенок)
* Общепринятый набор букв. (Алфавит)
* У какого дерева ствол белый? (У березы)
* Кто спит под своими ушами? (Заяц)
* Жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках)
* Кто пишет книги? (Писатель)
* Зимнее логово медведя. (Берлога)
* Орган зрения. (Глаз)
* Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)
 
Вопросы 2-й команде
* Умеют ли слоны падать? (Да)
* Кто написал стихотворение «Наша Таня громко плачет»? (А. Барто)
* Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
* Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
* Нос птицы. (Клюв)
* Детеныш кошки. (Котенок)
* Шкаф, стол, стул — одним словом… (Мебель)
* Спортивный инвентарь для катания на льду. (Коньки)
* Игра со снегом. (Снежки)
* Дом для лошади. (Конюшня)
* Подземная железная дорога. (Метро)
* Прибор для измерения температуры тела. (Термометр)
* Сколько ног у мухи? (6)
* Курица мужского рода. (Петух)
* Дубовый лес. (Дубрава)
* Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка)
* Что составляют вместе 12 месяцев? (Год)
* Самое длинноногое животное. (Жираф)
* Скошенная, высушенная трава. (Сено)
* Сказочное название скатерти. (Самобранка)
* Клеточная загадка. (Кроссворд)

Подводятся итоги всех предыдущих геймов
 
6-й гейм «Задания из конвертов»

Учитель: У меня в руке два конверта, в которых лежат задания вашим командам. Задания немного необычные — для сообразительных ребят, ну и, конечно же, не лишенных чувства юмора.
Пусть капитаны команд подойдут ко мне и выберут по одному конверту. После моего сигнала они должны вскрыть конверты и прочитать задание. На это вам даются 2 мин. За правильный или наиболее оригинальный ответ команда получает 5 баллов, а вторая —3.
 
Задание 1-й команде
Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км в час. В том же направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50 км в час. В какую сторону относит дым поезда. (Электропоезд не дает дыма)
 
Задание 2-й команде
В знойный летний день, когда в воздухе парят тысячи насекомых, на зеленой лужайке площадью 3,5 га пасутся две лошади. Лошади совершенно одинаковые. Различаются они только тем, что у первой хвост подвязан, а у второй нет. Лужайка имеет форму квадрата, и одна из лошадей щиплет траву, передвигаясь по лужайке по диагонали, другая ходит по сторонам. Какая из лошадей в течение часа съест больше травы, если аппетит у них одинаковый? Трава растет равномерно, без проплешин. (Больше травы съест та лошадь, у которой хвост не подвязан. Ей не приходится отвлекаться от травы, чтобы отгонять оводов и слепней)

Члены жюри объявляют итоговый счет и провозглашают команду-победительницу. Учитель поощряет всех игроков, но команде-победительнице достается сюрприз (например, торт). Учитель напоминает, что в любом деле необходимы дружба, сплоченность коллектива, знания и сообразительность.

3. Работа с родителями

 

Работа с родителями — одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом воспитатель должен помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.
Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание — это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. «Сначала о хорошем» — вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой.