Консультация для родителей воспитывающих детей с ОПФР «Индивидуальные особенности моего ребенка»
Пожалуйста, помните, что «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребёнка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, зрением, руками, ногами, телом, головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
- Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребёнка сохранно, что он может. Именно это-основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
- Старайтесь предоставлять ребёнку с особенностями возможность пробовать сделать всё самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним –но не вместо него!
- «Особые» дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
- У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребёнок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребёнка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Правила для родителей
- Преодолевайте страх и отчаяние
- Не теряйте время на поиски виновного - его просто не бывает!
- Определите, какая помощь необходима вашему ребёнку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
- Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймёте, что не одиноки в своём несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
- Не скрывайте ничего от близких, держите их в курсе проблем вашего ребёнка.
- Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребёнка.
- Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
- Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
- Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
- Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
- Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного других членов семьи.
Согласитесь принять то, что уже есть. Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья.
Консультация для родителей:
«Особый» ребенок - «особое» отношение»
У вас родился ребенок. Вы ждали его, надеялись, и он пришел к Вам. Они пришел, но не таким, каким Вы хотели увидеть его. Он не родился таким, как другие дети, и, возможно, Вам сказали, что он будет не похожим на других. Перед Вами, родители встает тяжелая задача переосмысления своего будущего. Им предстоит упорядочить свою дальнейшую жизнь, принимая в нее ребенка.
Да, Ваш ребенок не похож на большинство других, но это вовсе не значит, что он хуже них. Единственное, что можно о нем сказать с уверенностью – он будет мыслить иначе, чем мы с Вами.
Ваша задача – помочь ему почувствовать себя полноценным человеком.
Ему нужны уверенные родители, которые не «приносят себя в жертву», которые живут полной жизнью и находят время на своих других здоровых детей.
Помогая ребенку с особенностями в развитии с самого раннего возраста, мы имеем шанс показать ему то, к чему мы все стремимся: полноценную жизнь.
Как же нужно относиться к «особому» ребенку?
Родители нередко ведут себя неправильно по отношению к нему. Они слишком жалеют своего малыша и всячески его опекают, препятствуя проявлению его и без того сниженной самостоятельности. Мешают развитию различных умений – самообслуживания, умений убирать свои вещи, собирать свои игрушки, принимать посильное участие в разных домашних делах, общаться с членами семьи, Тем самым ограничиваются так необходимые ребенку возможности общения и сотрудничества в совместной с другими деятельности, воспитывается постоянная потребность в опеке.
Другие родители, наоборот, раздражаются от неудач своего малыша, предъявляют непосильные для него требования. Это обижает ребенка, делает его неуверенным в себе, замкнутом, угнетенным, а часто раздражительным, агрессивным.
Очень способствует развитию у ребенка отрицательных черт его личности желание родителей заставить его говорить, заставить повторить за ними что-то сказанное, ответить на заданный вопрос. Трудности, которые испытывает ребенок в своей речи, развивают у него
так называемый негативизм, чувство противоречия предъявляемым требованиям сказать, повторить, ответить. Постоянное провоцирование такого состояния еще больше тормозит его речевое развитие.
Родителям нужно научиться жить, сотрудничать со своим ребенком, как с равным, вместе с ним играть, смотреть нужные, понятные и интересные малышу картинки, фильмы, читать ему книжки, рисовать или играть в то, о чем читали, что вместе посмотрели, не идти на поводу желаний или нежеланий ребенка, а заинтересовывать его, используя игрушки, картинки, яркие карандаши и краски.
Родителям необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его окружает. Обращать его внимание на все, что ему доступно: вещи, птицы, звери, растения. Следует уделять много внимания занятиям с различными предметами, игрушками, а также подвижным играм.
Неважно, что ребенок не все слова сможет повторить, не на все обратить должное внимание. Доброжелательный, доверительный тон разговора, готовность оказать помощь, неоднократное повторение одного и того же найдут отголосок в душе ребенка, помогут откладываться в его памяти разным впечатлениям, которые рано или поздно обнаружатся в его общении с близкими, со сверстниками, со взрослыми чужими людьми. Все это сделает малыша более общительным, облегчит его игры и с детьми и поможет его дальнейшему развитию.
Первоначально возникают вопросы «Когда начать? С чего начать?». Ответ один: «Чем раньше, тем лучше». «С чего начинать?» – «С самого простого и доступного пониманию ребенка».
Восемь принципов хорошего диалога с ребенком:
1.Покажите положительные эмоции - покажите, что вы любите своего ребенка.
2.Подстраивайтесь под ребенка и следуйте его инициативе.
3.Говорите с ребенком о том, что его интересует, и попытайтесь завести «разговор эмоциями».
4.Хвалите и поддерживайте ребенка в том, с чем он справился.
5.Помогите ребенку сконцентрировать внимание, с тем чтобы иметь общие впечатления от окружающих предметов.
6.Внесите смысл в детские впечатления от окружающего мира, описывая то, что вместе делали, и выражая свои чувства и энтузиазм.
7.Вдавайтесь в подробности и поясняйте то, что вы переживаете вместе с ребенком.
8.Помогите ребенку контролировать себя, устанавливая ограничения позитивным образом: направляя его, показывая позитивные альтернативы и совместно планируя.
Надеемся, что эта полезная информация придаст Вам больше уверенности, откроет новые возможности в общении с Вашим ребенком. И вы будете счастливы не вопреки Вашему маленькому человечку, но благодаря ему и вместе с ним.
Консультация на тему:
«Сексуальное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью»
Половое созревание – период жизни, который начинается с появления вторичных половых признаков и завершается полной соматической зрелостью. Он протекает у каждой девочки по- разному как в психологическом плане, так и физиологическом.
Практика показывает, что принцип нормализации людей с тяжелыми множественными нарушениями затрагивает не только профессиональную сферу, трудовую занятость и досуг, но также и области партнерских, межличностных и сексуальных отношений. Статья 1 Декларации ООН гласит: «Человек с умственными ограничениями» имеет те же права, что и любой другой гражданин данного возраста данной страны». Люди с умственным и (или) физическим ограничением считаются в нашей культуре иногда «бесполыми», не имеющими никакого права на отношения с партнером и сексуальность. Утвердившийся общественный идеал красоты исключает их из сферы сексуальной жизни. Например, женщины с нарушениями воспринимаются сначала как лица с разнообразными ограничениями и лишь потом как женщины.
Для всех детей и подростков период полового созревания является болезненным процессом физической и психической перестройки, полным потрясений и зачастую внезапных переломов в восприятии окружающего и в поведении в целом. С психологической точки зрения, могут возникать кризисы развития. Дети и молодые люди с особенностями психофизического развития в период полового созревания и юности переживают, как правило, те же процессы физической и психической перестройки. Однако в большинстве случаев этот процесс обусловлен несколько другими предпосылками, что на практике приводит к целому ряду психосоциальных ограничений.
Сексуальное развитее рассматриваемой категории людей обусловлено многими факторами:
отношение педагогов / родителей;
особенности ситуации в отдельно взятом родном доме / интернате;
их не только недооценивают, но и меньше им позволяют;
шансы на саморазвитие в игровом взаимодействии с ровесниками значительно меньше или ограничены.
Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. По мере приближения к половой зрелости возрастает сексуальная активность у подростков с нарушением интеллекта. Подростки с интеллектуальной недостаточностью при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней передаваемых половым путем. Огромное значение для подростков с интеллектуальной недостаточностью имеет то какая у него обстановка дома: отсутствие одного из родителей; плохие социально-бытовые условия жизни; алкоголизация родителей
Подростку с интеллектуальной недостаточностью нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. С этой целью члены семьи могут каждый раз вознаграждать его хорошее поведение и не уделять особого внимания плохому. Такой метод должен использоваться в семье задолго до полового созревания.
Ошибочное мнение, будто у подростков с интеллектуальной недостаточностью нет потребности в интимных отношениях. Такая потребность есть, и, если она не удовлетворяется, это может привести к осложнениям, как для самих подростков, так и для взрослых. Поэтому половое воспитание должно стать важной частью учебного процесса.
Половое развитие человека с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.
Многие исследователи обращают внимание на то, что подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их большими «пуританами», нежели они есть на самом деле.
Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями.
Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Подростки с интеллектуальной недостаточностью, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не способными найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса.
Д.Н. Исаев и В.Е. Каган отмечают, что мнение о частоте сексуальных преступлений подростков с нарушением интеллекта очень преувеличено. По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность подростков с нарушением интеллекта возрастает – они так или иначе осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами.
Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.
Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Практические рекомендации по сексуальному воспитанию детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития:
Ни для кого не секрет, что родительские отношения формируют модель поведения и у ребенка. По этому, не удивительно, когда дети копируют родителей. Возможно лучше, если, роль учителя для дочки на себя возьмет мама, а для сына, отец, все же гендерные роли не отменить. Но, если семья неполная, то и здесь участие, и любовь сделают свое дело. Во всяком случае, можно воспользоваться наглядными пособиями, презентациями, а в наше прекрасное время, такие имеются. Нужно лишь задаться поиском и нежные, привлекательные картинки найдут ключик к чуткой душе ребенка.
Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Большое значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общим физическим здоровьем. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания.
Процесс сексуального воспитания детей с ограничениями очень тщательно продумывается. Взрослым необходимо применять специальные методы, широко использовать наглядность. Использование картинок, книг с иллюстрациями, фильмов, видео, специальных игр в данной работе имеет ведущее значение. Люди с ограничениями учатся путем постоянного повторения, имитации чужих и осуществления собственных действий. В процессе сексуального воспитания детей учат различать приятные и неприятные прикосновения. Они должны понимать разницу между нежными прикосновениями и прикосновениями с целью гигиены и ухода.
Им также необходимо разъяснять, какие прикосновения допустимы и разрешены, а какие нет. Это важно для предотвращения сексуального насилия и важный шаг в плане профилактики злоупотребления прикосновениями. Успешное развитие ребенка невозможно без наличия широких социальных контактов, постоянного общения с различными людьми.
Дети с интеллектуальной недостаточностью так же, как и обычные дети, стремятся к взаимодействию со сверстниками. Однако часто круг межличностного общения нетипичных детей является ограниченным. Причинами этого выступает малое число контактов таких детей с обычными сверстниками. Родители часто стараются оградить круг общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со сверстниками (например, подвести к ребятам, катающимся на горке), но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть вести беседу. При этом его нужно стимулировать к самостоятельному знакомству, к организации простых совместных игр с детьми (например, катание машинок или «выпечка» пирожков из песка). С целью укрепления взаимоотношений детей, формирования между ними теплых, дружеских связей важно создавать ситуации совместных переживаний, чтобы дети вместе радовались успехам или переживали неудачи. Этому способствует совместный просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, совместные походы в музей, на выставку, в лес.
Изменения на физиологическом, телесном уровне могут вызывать страх, чувство неполноценности, поэтому родители должны помочь пережить эти эмоциональные состояния.
Быть родителем - сложное и ответственное дело. Как часто вы сталкиваетесь с тяжелыми вопросами и проблемами в процессе воспитания своих детей - будь то новорожденные малыши или уже довольно взрослые дети? Наказывать ли ребенка, потакать ли его капризам? Конечно, нет единого рецепта в воспитании детей.
Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их. В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщению. Поэтому ребенок обещает не делать то, за что его ругали, но в аналогичной ситуации поступит также.
Рождение «особенного» ребенка нарушает и изменяет уклад и
климат в семье. Все её члены находятся в состоянии эмоционального стресса, и они не в состоянии правильно оценить степень проблем в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются в себе, отгораживаются от мира.
Роль матери, воспитывающей ребенка с ОПФР, огромна. Она прилагает массу усилий для развития своего ребенка. Эмоциональный стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношении с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное переключение ее внимания на больного ребенка формирует у отца чувство дискомфорта, эмоциональную опустошенность. Постоянное беспокойство матери за здоровье своего ребенка передается малышу. В связи с этим у ребенка появляются «вторичные» невротические расстройства, которые могут проявляться в различном виде, например, заикание, энурез. Одной из причин невропатии может быть острый или хронический стресс при беременности, негативные последствия могут передаться плоду.
Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от того, как ведут себя родители. Ошибочным является воспитание ребенка в «культе» болезни. То есть, болезнь ребенка становится центром отношений в семье. Мать в такой семье принимает роль мученика и ее напряженность, агрессия влияют на семейные отношения, а это, прежде всего, наносит вред здоровью ребенка. Ребенок растет нервным, возбужденным, «терроризирует» всех, требуя к себе постоянного внимания. Это может привести к конфликтам между родителями, обоюдным упрекам и критике.
Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе. Родители часто говорят: «Придет время - пройдет» или «Перерастет». Это большая ошибка, так как упущенное время может привести к непоправимым последствиям.
Еще одной ошибкой родителей может быть то, что, заметив какое-либо отклонение у ребенка, они начинают «лечить» ребенка самостоятельно, применяя различные методы, не проконсультировавшись со специалистами.
Одной из распространенных ошибок родителей является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения «больного», что плохо влияет на психофизическое развитие. Часто в семьях, где есть и здоровые дети, складывается неправильный семейный уклад. Здоровому ребенку уделяется мало внимания. От него постоянно требуют, чтобы он во всем уступал «больному» ребенку, выполнял все его капризы. Все это отражается на формировании характера здорового ребенка, а иногда приводит к нервному срыву. Чрезмерная опека ребенка со стороны родителей приводит к тому, что они стремятся предупредить каждое движение ребенка, тем самым лишая его попытки что-то сделать самому.
Крайне неблагоприятное влияние на развитие «больного» ребенка оказывают неуважительные, грубые отношения супругов друг к другу, выраженные в скандалах, драках, конфликтах.
Крайне неблагоприятно на развитие ребенка влияет и педагогическая несостоятельность родителей, которая ярко проявляется в применении к детям физических наказаний. Родители считают, что физическое наказание - это лучший метод воспитания послушания, уважения к взрослым. Физические наказания еще больше вызывают у детей задержку в развитии, наблюдается склонность к депрессии.
Родителям необходимо помнить, что «шрамы» в душе ребенка оставляют не только физические, но и психологические наказания, когда ребенок чувствует себя ненужным, отвергнутым.
Ребенок по-настоящему счастлив, когда чувствует заботу, внимание и любовь. Ребенок с особенностями в развитии очень впечатлительный. Малейшее проявление недоброжелательности глубоко ранит его, замыкается в себе и это усиливает его проблемы. Никогда не запугивайте ребенка.
Родителям следует иметь в виду, что многие дети с отклонениями часто проявляют раздражительность, агрессию, двигательную заторможенность. Они длительное время не могут контролировать свои эмоции, часто проявляют упорное непослушание, склонность к бурному поведению.
Относиться в такие моменты к детям нужно спокойно, ровно, доброжелательно, иначе реакция будет еще более бурной.
Родители должны быть не только оптимистами, но и реалистами. С одной стороны, им не следует требовать от «особого» ребенка слишком многого в плане обучения, с другой стороны, нельзя ничего не ждать от ребенка, особенно снижать требования к его поведению.
Таким образом, каждый ребенок со своим характером, со своими проблемами - это индивидуальность, и поэтому подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Но есть много общего, в чем нуждается каждый ребенок без исключения. Это любовь и забота родителей, внимание с их стороны, близкий эмоциональный контакт. Все это играет большую роль в развитии ребенка.
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, ЖАЛЕЙТЕ ИХ,
И ОНИ ВАМ БУДУТ ПЛАТИТЬ ТАКОЙ ЖЕ ЛЮБОВЬЮ.
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить и тогда, когда он живёт дома и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребёнок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьёй.
Если возникают воспитательные проблемы с ребёнком с особенностями психофизического развития, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребёнка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.
Не следует думать, что ребёнок с особенностями психофизического развития – это несчастный ребёнок! Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений.
Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы детей с особенностями психофизического развития, знают, насколько они естественны, дружелюбны и симпатичны, когда в семье их любят такими, какими они есть. Чем меньше ребёнок, тем больше иллюзий удаётся сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается, в основном, в тех случаях, когда речь идёт о тяжёлых поражениях мозга.
Трудности, с которыми сталкиваются родители, часто приводит к состоянию паники, трагической обречённости. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребёнка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с особенностями психофизического развития.
Семья, имеющая ребёнка с особенностями психофизического развития, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния.
При появлении в семье ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей, как правило, возникает чувство, безнадёжности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребёнка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.
Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребёнка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребёнка, так и родителей.
Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.
Способы правильного общения с детьми с особенностями психофизического развития
Какие же взаимоотношения считать правильными?
Это те, в которых взрослый:
сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
помогает ребенку избежать ошибок;
поддерживает ребенка при неудачах.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка, стороны. Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и, не достигнут самоуважения и уверенности.
Как поддерживать ребенка?
Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания его промахов.
Показать, что вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
Проводить больше времени с ребенком.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это важно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребенка.
Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
Демонстрировать оптимизм.
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающие реальность, планирование способа действия.
Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности.
Общение родителей с детьми с расстройствами аутистического спектра
Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше.
- Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру.Заинтересовано выполнения вами режимных моментов и не безразлично, ласковое отношение к ребенку, обозначения эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствовать эмоциональному «заражение» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.
- Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте ее к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь то, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (желательно даже тихим) голосом.
- Способствует более легкому прохождению ребенком момента физического отрыва от себя с тем, чтобы предотвратить проявления тяжелых форм «чувство края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемой, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
- Учитывайте, что рядом с равнодушием, аффективной блокадой (изоляцией) по отношению к вам, возможно также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами мягкой.
- На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
- Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детский сопротивление такими стимулами, которые для нее эмоционально сверхчувствительными, дискомфортными (длинный поцелуй, шепот в ухо и т.д.). Вместе с тем, применяйте определенную трансформацию отношений с ребенком, которого (ситуацию) условно называют «отпусти», когда ребенок старается избегать длительных эмоциональных контактов, объятий, поцелуев. Однако, учитывая естественную автономию ребенка с аутизмом, эту возможность надо использовать осторожно.
- используйте (Как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.
- Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
- Постоянно смягчает недостаточную или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремления одиночества и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрийкою, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
- Научитесь Считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.
Что ни в коем случае не должны делать родители аутичных детей.
Данный текст предлагает родителям аутичных детей десять советов, направленных на улучшение качества взаимоотношений. Они сформулированы как побудительные пожелания, несмотря на частицу "не", которая используется исключительно для усиления смысла написанного.
- не пренебрегайте личной психической гигиеной
Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам аутичного ребёнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. И даже могут привести к трагедии: убийства аутичных детей собственными родителями, увы, нередки.
Чтобы избежать необратимых последствий, необходимо вовремя обращаться к специалистам (психолог, невролог) для преодоления собственных проблем. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.
Примеры:
а) крики и ругань в семье могут напугать аутичного ребёнка, вызвать у него аутическую истерику.
б) раздражительность родителя повышает тревожность у аутичного ребёнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя. - не отождествляйте себя с аутичным ребёнком
Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои собственные. Аутичный ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.
Примеры:
а) аутичный ребёнок не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.
б) аутичный ребёнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребёнка возникнут вопросы). - не забывайте о необходимости самообразования
Регулярное чтение научных работ специалистов в области аутизма, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих аутичных детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребёнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг[1]или О.Никольской[2], комбинируйте методики, исходя из реакций ребёнка.
Примеры:
а) ваш аутичный ребёнок по описанию похож на некого аутичного ребёнка Х, который уже научился самостоятельно садиться за уроки или подогревать еду, а ваш никак не усвоит эти действия: не считайте своего ребёнка глупым или безнадёжным, не копируйте слепо чужие способы, понаблюдайте за вашим ребёнком и найдите действенные для него.
б) ABA терапия рекомендуется многими специалистами и родителями, но если ваш ребёнок отвергает этот метод, то прекратите занятия, возможно, ему больше подойдёт сенсорно-интегративная терапия или вообще занятия с логопедом и чёткий график без вмешательства прочих специалистов.
в) не торопитесь просить о назначении препаратов на основе чужого опыта: ваш аутичный ребёнок нуждается в объяснениях и поддержке, а не в состоянии "овоща". - не игнорируйте сильные стороны аутичного ребёнка
Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребёнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией, а могут и нет. В любом случае поощряйте их, помогайте аутичному ребёнку в нахождении информации. Говоря о прикладной области его интересов и способностей, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить.
Примеры:
а) аутичный ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет быть корректором или набирать данные.
б) аутичный ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д. - не занимайтесь насильственной социализацией аутичного ребёнка
Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у аутичного ребёнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку. Объясняйте аутичному ребёнку правила общения и поведения, будьте готовы прийти на помощь. Ребёнок должен знать, что вы - его поддержка и источник информации, а не еще один отторгающий его суть и природу человек.
Примеры:
а) некий аутичный ребёнок Х ходит в детский сад, а состояние вашего только ухудшается от посещения дошкольного учреждения: измените график работы или наймите сиделку, чтобы ребёнок был дома, лучше для него будет развиваться в собственном темпе в спокойной обстановке, чем переживать перегрузки и срывы в детском саду из-за того, что там не могут найти к нему подход.
б) не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, по ходу помогая ему освоить правила, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.
в) не ставьте цель добиться зрительного контакта — аутичные дети прекрасно обходятся без оного, понуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу. - не отмахивайтесь от сенсорных особенностей аутичного ребёнка
Известно, что сенсорное восприятие детей с аутизмом (как и взрослых) имеет свои особенности. Некоторые виды сенсорной информации из-за неправильной фильтрации на входе непереносимыми или вызывают осложнения[3]. Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой области. Обязательно почитайте, как описывают свой опыт сенсорных перегрузок взрослые аутичные люди (они тоже были детьми), и попробуйте задействовать свою "модель психического" и эмпатию (поговаривают, оные у вас, нейротипичных людей, работают "правильно") — представьте, что всё вокруг вас воняет, орёт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаёт ваш ребёнок с аутизмом. Ваша задача — облегчить ему это состояние, а не "закалить", тем более это невозможно.
Примеры:
а) аутичный ребёнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, проигрыватель, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.
б) одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.
в) проблемы с питанием возникают из-за сенсорной чувствительности к текстуре и консистенции продуктов: аутичный ребёнок не ест твёрдую пищу, так готовьте ему пюре и крем-супы, аутичный ребёнок не ест вперемешку — давайте отдельно; не пытайтесь перебороть ребёнка. - не используйте прозвища и клички в отношении детей с аутизмом
Аутичныё дети — прежде всего люди, любой аутичный ребёнок — прежде всего человек. У человека есть имя и достоинство, неотъемлемые от рождения права. Применение к аутичным детям прозвищ по выбору родителей - унижение личностей. "Аутята" и "аспики" существуют в вашей воображаемой реальности, они изначально лишены субъектности. Только аутичные люди (или люди с аутизмом, с синдромом Аспергера) могут называть самих себя по собственному выбору. Родители аутичных детей должны обращаться к ним и говорить о них называя по имени или так, как предпочитают дети.
Примеры:
а) "Каждый раз, когда я читаю очередного родителя, называющего ребёнка аутёнком, испытываю раздражение. Вроде не меня касается, а неприятно. Будто аутисты не люди, а полузверушки домашние." (с) взрослый человек с аутизмом
б) "Что значит "аутмама"? Одно дело, если так себя называет аутичная женщина-мать, другое - когда нейротипичная. Да еще и не имеет понятия об адекватном воспитании детей. Так и хочется сказать в ответ, что вы не мы, а мы не вы." (с) девушка с синдромом Аспергера - не питайте иллюзий, что аутизм можно перерасти
Аутизм (расстройства аутистического спектра) — пожизненное состояние с разной степенью выраженности симптоматики. Есть примеры успешной адаптации аутичных людей в обществе (т.Грандин, Д.Э.Робисон, А.Нейман, Э.Секвензия). У каждого из них свой уникальный набор способностей, особенностей, сложностей и проблем. Точно как и у вашего ребёнка с аутизмом. Найдёт ли он своё место в жизни, будет ли жить самостоятельно, состоится ли в плане карьеры и личных отношений — всё равно он будет аутичным человеком.
Примеры:
а) аутичный ребёнок имеет задержку речи, точно такая же была у вашего знакомого или родственника, который успешно состоялся в жизни и не имеет никаких признаков аутизма, — указанный человек не рожден аутистом, а ваш ребёнок — аутист, примите это.
б) некий аутичный взрослый человек успешно работает, получил высшее образование, живёт полностью самостоятельно: это не значит, что он не борется с миром каждый день, не вынужден притворяться и подстраиваться, платя за это высокую цену (тревожность, приём препаратов) - не применяйте физическое насилие к аутичному ребёнку
Наказание ремнём, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. И это нужно принять как императив без пояснений и оговорок. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжёлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.
Примеры: здесь не может быть никаких примеров, если вы сомневаетесь, то обратитесь к рекомендации в п.1, причём срочно. - не молчите об аутизме
Стереотипы и мифы об аутичных детях порождают страх и отторжение. Информирование об аутизме в различных жизненных ситуациях поможет произойти положительным переменам в общественном восприятии. Говорите о своём аутичном ребёнке, поясняйте его поведение, реакции и потребности. Чем больше окружающие узнают, тем более вероятны толерантность и принятие в отношении людей с аутизмом. И, возможно, будущие дети с аутизмом будут жить в куда более приспособленном для них социуме.
Примеры:
а) если у аутичного ребёнка случает срыв (медтдаун) в общественном месте, то помогая ему, говорите людям, что он для них не опасен, что таковы его реакции на свет и звуки (и другие сенсорные импульсы).
б) аутичный ребёнок прилюдно стиммит — объясните окружающим, что таким образом он достигает успокоения и концентрации, а вовсе не стремится шокировать окружающих.
в) на детской площадке, в школе говорите другим родителям и учителям об аутизме, порекомендуйте статьи, дайте брошюрки — просвещение носит двусторонний характер.