Выпускные экзамены в школе и вступительные испытания в вузе или техникуме являют собой очень сложный период в жизни вчерашних старшеклассников.
Молодые люди совершают ответственный шаг – определяют свою судьбу. Они прекрасно понимают, что хороший аттестат даст им преимущество перед другими абитуриентами, а уверенная демонстрация своих знаний на вступительных экзаменах позволит приблизиться к заветной цели – стать студентом и получить престижное образование.
Как в такой непростой период сохранить работоспособность и хорошее настроение, как эффективно взаимодействовать с незнакомыми людьми и сверстниками, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?
Овладение ситуацией экзамена начинается задолго до самого экзамена. Следует помнить, что чем лучше вы знаете материал, тем увереннее вы в своих силах, а значит – спокойнее.
Во-первых, необходимо обратить внимание на организацию рабочего пространства. Поставьте на стол предмет или картинку в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Во-вторых, необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, сохраняя при этом полное спокойствие. Нужно сесть за стол с чистым листом бумаги и записать самые главные, основополагающие вопросы по экзаменационному предмету и дать примерные ответы на них. (Например: «Что изучает данный предмет?», «Из каких разделов состоит предмет?», «Что изучает каждый раздел предмета?» и т. д.). Если очень трудно собраться с мыслями, необходимо постараться запомнить сначала самое легкое, а уже потом переходить к изучению трудного материала.
В-третьих, следует ежедневно выполнять упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления. Прежде всего, следует обратить внимание на распорядок дня, отведя достаточно времени для непосредственной подготовки к экзаменам, занятий спортом, прогулок на свежем воздухе, полноценного сна.
Планируя распорядок дня, необходимо учитывать время суток, в которое у вас наибольшая работоспособность. Важно определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», – и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы. В плане на каждый день определяется, что именно сегодня необходимо изучить.
В-четвертых, приступая к проработке вопросов к экзамену, важно учитывать основные закономерности запоминания:
- трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение;
- при одинаковых усилиях объем запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания;
- распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить понемногу и с перерывами, чем все подряд и сразу;
- эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение;
- если вы работаете с двумя материалами (большим и поменьше), то разумно начинать с большего;
- во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Повторять материал необходимо по вопросам. После каждого проработанного вопроса делается маленький перерыв. В это время в вашем сознании происходит загрузка прочитанного материала, информация укладывается на то место, где она будет храниться до востребования. Вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете, и лишь затем проверьте правильность дат, основных фактов.
Читая учебник, выделяйте главные мысли – это опорные пункты ответа. Научитесь составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос. Лучше всего представить его в виде графика, таблицы или рисунка, желательно в цвете, чтобы хорошо запомнилось.
Не забывайте, что человек – не машина, у каждого есть свои ограничения в приеме и переработке информации, которые накладывает природа. Поэтому необходимо учитывать общие условия поддержания работоспособности: после 2-3 часов работы обязательно нужно делать перерыв на 30-40 минут. Это время лучше провести на свежем воздухе и желательно с физической нагрузкой, чтобы дать отдых мозгу за счет работы мышц. Чередование умственной и физической нагрузки – это ваша профилактика усталости, как во время подготовки, так и во время сдачи экзамена. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувыркам, свече, стойке на голове, так как при этом усиливается приток крови к клеткам мозга.
Необходимо беречь глаза. Для этого делайте перерыв в чтении каждые 20-30 минут: оторвите глаза от книги, посмотрите вдаль. Приведем примеры некоторых упражнений, которые можно использовать для предотвращения перегрузки зрения:
- смотрим попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
- пишем глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируем взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- рисуем квадрат или треугольник, сначала по часовой стрелке, а потом в противоположную сторону.
Для стимуляции познавательных способностей необходимо:
- большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавить каждый палец другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом следует поменять руки;
- большим пальцем правой руки нажать на середину левой ладони. С ощутимым нажимом следует совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали, с выходом на большой палец. Затем то же самое следует проделать другой рукой.
Развитие моторики также стимулирует умственную и познавательную деятельность:
- вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты;
- вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Затем поменяйте руку и ногу.
Приведем также краткие рекомендации, касающиеся поведения учащихся непосредственно накануне экзамена:
- нужно вновь повторить все планы ответов, пересказав их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;
- можно представить ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»;
- если очень страшно, можно испробовать прием, называемый «доведением до абсурда»: представляются все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться в сущности нечего;
- вечером следует умыться, совершить прогулку, пораньше лечь спать;
- по дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.
Важно для учащихся и поведение на самом экзамене. Экзамен – это своеобразный кризисный момент в жизни человека, а поскольку любой кризис связан со стрессом, то нужно иметь силы, чтобы осуществлять контроль над ситуацией:
- взяв билет, необходимо ознакомиться с вопросами и начинать с того вопроса, который показался наиболее легким;
- вначале пишется примерный план ответа, составляется список всех нюансов, которых следует коснуться. Пишется даже то, что может вначале показаться ненужным, но, возможно, это поможет припомнить еще какие-нибудь факты;
- даже черновик следует писать разборчиво;
- даты или заголовки в тексте ответа следует подчеркивать;
- в готовом ответе должны быть вступление, основная часть и заключение.
Сформируйте в себе отношение к возможной неудаче на экзамене:
если вдруг обнаружилось, что попался вопрос, по которому вы можете сказать совсем немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного материала;
если на полуслове вы забыли, о чем говорить, не «теряйте голову». Сохраняйте спокойствие, хотя бы внешнее. Повторите последнюю фразу, а потом попробуйте перефразировать свою мысль;
если вас не слушают, не воспринимайте это на свой счет, просто продолжайте свой ответ, как если бы вы этого не заметили;
если экзаменатор в резкой форме перебивает вас, отвлекитесь от этого и ни в коем случае не показывайте, что разозлились;
если вы ошиблись и знаете, как исправить свою ошибку, сделайте это. Но, если ошибки никто не заметил, продолжайте свой ответ без исправления;
если вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали, не вступайте на экзамене в спор. Воспользуйтесь после экзамена правом на апелляцию.
Программа психолого-педагогического сопровождения
выпускников в период подготовки к экзаменам
и централизованному тестированию
Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.
Задачи:
- Повышение сопротивляемости стрессу.
- Отработка навыков уверенного поведения.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
- Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
- Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса.
Тематический план
- Как лучше подготовиться к экзаменам.
- Поведение на экзамене.
- Способы снятия нервно-психического напряжения.
ЗАНЯТИЕ 1
КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага А 4, мягкая игрушка.
- Упражнение «Назови меня».
Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.
Время: 10 минут.
Инструкция: Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатится обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы в период всего тренинга. Желательно, чтобы имена не повторялись. А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку.
Анализ упражнения:
Какие чувства вызвало у вас это упражнение?
Как вы думаете, для чего именно в начале первого дня занятий мы провели это упражнение?
Что вы хотите пожелать на предстоящие занятия?
- Правила работы группы.
Цель: формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения в группе на протяжении всех занятий.
Время: 10 минут.
Инструкция: Представь себе, что, ты – король или королева, а наша аудитория – твое королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые правила, которые кажутся тебе разумными и которые мы будем соблюдать в течение всех занятий, чтобы каждому было комфортно здесь, в нашей группе.
Какие правила ты введешь в своем королевстве? Придумай и напиши на листе список своих правил.
А теперь выработаем единые общегрупповые правила поведения. Вы мне будете говорить, а я буду записывать на листе ватмана.
«Королевские» правила: не опаздывай; не перебивай; не оценивай; возможность помолчать; «здесь и сейчас»; конфиденциальность; активность; работа от начала до конца; правило поднятой руки («один в эфире»); правило «Стоп»; правило «Пирога» (не говорить много).
В знак того, что мы принимаем правила нашего королевства, поаплодируем.
- Тест «Моральная устойчивость».
Цель: предоставить подросткам возможность задуматься над своим образом жизни, над тем, как к ним относятся окружающие, не доставляют ли они своим обычным поведением, неприятностей людям.
Время: 15 минут.
Ключ к тексту:
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.
- Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.
- Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.
- Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.
- Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.
- Я очень люблю животных.
- Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.
- Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.
- Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.
- Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.
Определение результата и его интерпретация:
1-3 балла. У вас очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы хотите измениться.
4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.
7-10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.
- Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам».
Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
Время: 15 минут.
Как подготовиться психологически.
Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.
Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного зданий. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения:
- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмет (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня.
Раздели день на три части:
- готовся к экзаменам 8 часов в день;
- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй 8 часов;
- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание.
Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий.
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Как запомнить большое количество материала?
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Как развивать мышление?
- Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
- Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
- Развивать мышление – это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
- Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
- Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
- Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления – необходимое свойство мышления.
- Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
- Мышление и речь не разрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.
Некоторые закономерности запоминания:
- Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
- При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
- Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
- Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.
- Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержания работоспособности.
- Чередовать умственный и физический труд.
- В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
- Беречь глаза, делать перерыв каждые 20‑30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
- Минимум телевизионных передач!
- Кинезиологические упражнения.
Цель: стимуляция познавательных способностей.
Инструкция: Большим и указательным пальцем одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладанной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
Цель: развитие координации движений.
Инструкция:
- Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты.
- Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Затем другую руку и ногу.
- Положите руки на колени крест-накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки.
- Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
Цель: развитие зрительной памяти.
- Ведущий чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета в течение пяти секунд. Показывает остальным играющим свой рисунок. Все дружно как можно точнее его копируют. Повторить 4-5 раз, причем рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование дается больше времени.
- Ведущий рисует на доске одну за другой (стирая поочередно) 3 геометрические фигуры (например: круг, треугольник, квадрат). Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая. Посмотрев все фигуры, участники должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное. При повторном использовании задания рекомендуется его усложнить, увеличивая количество нарисованных фигур.
- Дискуссия в малых группах.
Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам.
Время: 25 минут.
Техника проведения: участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функция председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы «мозгового штурма»; поощрять участие каждого.
Функция секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.
Ведущий объясняет группе значение понятия «мозговой штурм» и его принципы:
- Выработайте как можно больше идей.
- Все идеи записываются.
- Ни одна идея не отрицается.
- Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро – день – вечер – ночь.
Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам?
Задание 2-й группе: как организовать рабочее место для подготовки к единому государственному экзамену?
Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена?
Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен?
Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и «королевские правила группы». На обсуждение дается 2 минуты.
Просим спикеров доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
- Упражнение «Повтори за мной».
Цель: развитие факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации.
Время: 15 минут.
Инструкция: Встаньте в круг, сейчас под веселую музыку мы потанцуем, но делать это будем так: вначале каждый выполнит какое-нибудь движение, а по моему хлопку надо выполнять движение соседа справа. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему «автору».
Анализ:
Какое у вас настроение?
К кому вернулось его движение?
Изменилось оно или нет?
Покажите, какое движение было первоначальным?
- Упражнение «Найди свою звезду».
Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.
Время: 20 минут.
Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… (звучит музыка).
А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.
Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?
Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступеням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите ее на наше звездное небо.
И теперь звезды будут нам светить каждое занятие, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. А на последнем занятии вы их заберете с собой, они вас поведут дорогой знаний и будут сопровождать на всех экзаменах и дальше по жизни. Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.
- Упражнение «Итоги дня».
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне.
Время: 10 минут.
Инструкция: Сядьте удобнее. Сейчас мы с вами будем передавать друг другу мягкую игрушку, делиться впечатлениями от сегодняшнего занятия и высказывать пожелания всем участникам группы. Когда кто-то будет говорить, прошу вас сидеть и внимательно слушать, не перебивая и не разговаривая, уважая своих одноклассников.
Анализ:
Что принес вам первый день занятий? Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? Какие открытия вы сделали для себя? Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
ЗАНЯТИЕ 2
ПОВЕДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага А4, бланки к проведению тестов и методик, карандаш.
- Упражнение «Приветственное письмо».
Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.
Время: 5 минут.
Инструкция: Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече.
Анализ:
Трудно ли было написать приветствие?
Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?
Готовы ли вы продолжать наше занятие?
- Упражнение «Молодец!»
Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса.
Время: 10 минут.
Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний – внутренний. А теперь я расскажу, что вы будете делать. Образуйте два круга: один внутренний, а другой внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по моему сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.
Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!»
Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.
По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается.
Анализ:
Много ли хорошего вы вспомнили о себе?
Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получилось!»?
Что вы говорите о себе, если сделали грубую ошибку?
Почему так важно говорить хорошее о самом себе?
Чему вы научились у своего партнера?
- Упражнение «Чего я хочу достичь».
Цель: настроить на успех, развивать актерский талант.
Время: 15 минут.
Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать группе об этом? Задача остальных: догадаться, о чем идет речь.
Анализ:
Трудно ли было выбрать важную цель?
Как вы себя чувствовали, когда рассказывали без слов о своей цели?
Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделать для этого?
Чему вы научились, узнав о том, к чему стремятся другие участники?
Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?
- Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Цель: показать участникам, каким коммуникативным контролем они обладают, как реагируют на изменения ситуации, умеют ли предвидеть, какое впечатление производят на окружающих.
Время: 15 минут.
Инструкция: Прочитайте высказывания и ответьте «да» или «нет».
- Мне кажется трудным подражать другим людям.
- Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, что бы привлечь внимание или позабавить окружающих.
- Из меня мог бы выйти неплохой актер.
- Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
- В компании я редко оказываюсь в центре внимания. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
- Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
- Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
- Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
- Я всегда такой, каким кажусь.
Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
- Упражнение «Эксперимент».
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Время: 10 минут.
Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБЕ ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Анализ:
Сразу ли вы справились с заданием?
Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?
- Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов».
Цель: познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена.
Время: 15 минут.
Какую одежду лучше надеть на экзамен?
Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена – все что хотите.
Рекомендации по поведению до и в момент экзамена
- За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
- Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
- И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
- Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
- Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
- Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершении сожми кисти в кулаки.
- Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- сядь удобно, глубокий вдох через нос (4-6 секунд),
- задержка дыхания (2-3 секунды).
- Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.
- Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка недолжна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
- Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
- Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, – как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
- Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
- Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
- Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70 % заданий.
Поведение во время ответа
Если экзаменатор – человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.
Если же экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.
Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
- Упражнение «Я хвалю себя за то, что…».
Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки.
Время: 10 минут.
Инструкция: Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что…»
Анализ:
Трудно ли было хвалить себя?
Какие чувства вы испытали при этом?
- Дискуссия в малых группах.
Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам.
Время: 25 минут.
Техника проведения: участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Каждой группе дается задание для обсуждения.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Задания для обсуждения
Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении во время экзамена.
Задание 2-й группе: как сосредоточиться во время экзамена.
Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена.
Задание 4-й группе: как расположить к себе преподавателя во время экзамена.
Инструкция: Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и «королевские правила группы». На обсуждение дается 2 минуты. Итак, начали.
Просим спикеров доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
- Упражнение «Волшебный лес чудес».
Цель: развитие чувства эмпатии, доверия.
Время: 20 минут.
Инструкция: Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес – роща и встанем в две шеренги. Наши руки – это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.
Анализ:
Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?
Ваши чувства, когда вы были деревьями?
Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.
- Упражнение «Волшебный карандаш».
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники группы сидят в кругу.
Инструкция: У меня есть волшебный карандаш. У кого он окажется в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что получилось, а что нет.
Анализ:
Что принес вам этот день?
Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать?
Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга.
ЗАНЯТИЕ 3
СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, мягкая игрушка «Солнышко».
- Упражнение «Привет и комплимент в подарок».
Цель: развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.
Время: 15 минут.
Инструкция: Как только я включу музыку, вы будете передвигаться по аудитории, подходить друг к другу, устанавливать контакт глаз, здороваться, дарить комплименты, записывая их на листе тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитывает все подаренные ему комплименты.
Анализ:
Трудно ли было дарить комплименты?
Что лучше – дарить или получать?
Ваше состояние после выполнения упражнения?
- Упражнение «Дорисуй и передай».
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Время: 10 минут.
Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
Анализ:
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением.
Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
- Упражнение «Список черт».
Цель: помочь выпускникам поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.
Время: 10 минут.
Инструкция: Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку «плюс» (+) для тех черт, которые соответствуют вашему мнению о себе. Используйте «минус» (–), чтобы отметить черты, не свойственные вам, и знак вопроса (?), если не уверены в ответе.
Черты характера |
«+», «–«, «?» |
|
Нравлюсь себе |
|
|
Остерегаюсь других или обижен |
|
|
Люди могут доверять мне |
|
|
Всегда сохраняю доброе выражение лица |
|
|
Обычно высказываю правильное мнение |
|
|
Часто поступаю неправильно |
|
|
Люди любят быть около меня |
|
|
Владею собой |
|
|
Жизнь мне нравиться |
|
|
Не умею сдерживаться |
|
|
Не нравлюсь себе |
|
|
Думаю сам за себя |
|
|
Теряю время зря |
|
|
Не могу найти приложение своим силам |
|
|
Обычно высказываю ошибочное мнение |
|
|
Люди мне нравятся |
|
|
Не развиваю своих способностей |
|
|
Не люблю находиться среди людей |
|
|
Не доволен собой |
|
|
Завишу от чужого мнения |
|
|
Использую свои способности |
|
|
Знаю свои чувства |
|
|
Не понимаю себя |
|
|
Чувствую себя скованным |
|
|
Люди избегают меня |
|
|
Хорошо использую время |
|
|
Анализ:
Расскажите, какие черты вы хотели бы в себе изменить и почему?
- Тест «Мое самочувствие».
Цель: дать возможность поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями.
Время: 15 минут.
Инструкция: Вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые приведены ниже. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите по итогам тестирования, нужна прежде всего вам. Она поможет при участии в упражнениях, даст возможность поразмышлять над собой, своими привычками и индивидуальными особенностями.
Анализируя утверждения теста, используйте принцип «как правило», то есть если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да».
Вопросы теста:
- У меня часто плохое настроение, я плачу.
- При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза.
- Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
- Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.
- Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).
- Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.
- Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.
- В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.
- Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники.
- Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.
Ключ к тесту
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
1-2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.
3-6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?
7-10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но тем не менее есть смысл задуматься над полученной информацией. Тем более что впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, упражнений, которые помогут вам лучше понять себя и измениться, если в этом есть необходимость.
- Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения».
Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.
Время: 10 минут.
Способы снятия нервно-психического напряжения:
- Релаксация – напряжение – релаксация – напряжение и т. д.
- Спортивные занятия.
- Контрастный душ.
- Стирка белья.
- Мытье посуды.
- Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
- Скомкать газету и выбросить ее.
- Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
- Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
- Слепить из газеты свое настроение.
- Закрасить газетный разворот.
- Громко спеть любимую песню.
- Покричать то громко, то тихо.
- Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
- Смотреть на горящую свечу.
- Вдохнуть глубоко до 10 раз.
- Погулять в лесу, покричать.
- Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
- Упражнение «Прощай, напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Время: 10 минут.
Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Расстались ли вы со своим напряжением?
Ощущения до и после упражнения.
- Дискуссия в малых группах.
Цель: помочь участникам лучше понять себя, разобраться в своих чувствах, взглядах.
Время: 25 минут.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция: Разделитесь на 4 малые группы по принципу: море – озеро – река – ручей.
Выберите таймера, секретаря, спикера, председателя. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при проведении дискуссии принципы мозгового штурма и соблюдайте правила группы. На работу вам дается 2 минуты.
Задание 1-й группе: составьте портрет человека, уверенного в себе, своих силах.
Задание 2-й группе: какими способами улучшить свое самочувствие, поднять настроение?
Задание 3-й группе: как снять напряжение, возникшее на экзамене?
Задание 4-й группе: как справиться с волнением перед входом в класс, во время подготовки и при ответе на экзамене?
А теперь я попрошу спикеров доложить о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения.
- Упражнение «Ааааа и Иииии».
Цель: развитие позитивного образа «Я»; поднять настроение, вселить оптимизм.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники группы стоят в кругу.
Энергия из звука «Аааааа».
Инструкция: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа», все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута)
Энергия из звука «Иииии».
Инструкция: На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука… А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы… (30 секунд).
В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными, звуками, чтобы почувствовать, какие звуки придают больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии», «Ооооо» или «Ууууу». Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.
Анализ:
Расскажите о вашем состоянии.
- Игра «Стряхни».
Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.
Время: 10 минут.
Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой.
Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
Анализ:
Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
- Упражнение «Солнечная поляна».
Цель: снятие напряжения, создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.
Время: 15 минут.
Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце, цветная и белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства.
Инструкция: Посмотрите, как светло в нашей группе. Она наполнена солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы. И каждый на этой поляне найдет свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своем воображении. Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания группе и приклейте на нашу солнечную поляну.
Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов.
Анализ:
Какие чувства у вас возникли после выполнения этого упражнения?
Поделитесь своим настроением.
- Упражнение «До следующей встречи!»
Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.
Время: 5 минут.
Материал: мягкая игрушка «Солнышко».
Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы.
Наш сегодняшний день подошел к завершению. Пора прощаться, но мы расстаемся с надеждой на следующую встречу.
Анализ:
Что вам дало сегодняшнее занятие?
Что нового узнали?
Что будете использовать в дальнейшей жизни?