Из опыта реализации проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» в государственном учреждении образования «Средняя школа № 31 г. Гомеля»

Дата проведения: 26.01.2023

Тема: «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии).

 В рамках реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» в учреждении образования прошёл информационный час в форме диалога с учащимися 9 -11 классов. 

       В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» руководитель по военно-патриотическому воспитанию Титов Дмитрий Валерьевич ознакомил участников с темой проведения информационного часа и содержанием информационных блоков: «Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь»; «Молодежь Беларуси – возможности для самореализации»; «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее».

 

       В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» было организовано обсуждение информации, которая была получена в ШАГе 1.

 

Блок «Достижения ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь».

       Беларусь входит в число государств с высоким уровнем научно-технического развития. За годы независимости научный потенциал страны не только сохранен, но и существенно приумножен. Это подтверждается высокими позициями в международных рейтингах (рейтинг по развитию информационно-коммуникационных технологий, индексу человеческого развития, Good Country Index, Doing Business и др.).

       Белорусская наука – это система взаимодействующих организаций, которые проводят исследования и разработки по широкому спектру направлений получения и применения новейших знаний, отвечающих передовым рубежам мирового научно-технического прогресса. Ключевые научные сектора представлены академической, вузовской (университетской), отраслевой и корпоративной наукой.

       Отечественная академическая наука в 2022 году отметила свое 100-летие. В январе 1922 года был основан Институт белорусской культуры (Инбелкульт), на базе которого позже учредили Белорусскую академию наук. Космические и полярные исследования, электротранспорт и цифровые технологии, медицина и история – многие идеи воплощены здесь, а многим еще предстоит стать реальностью.

На протяжении всей истории НАН Беларуси продолжались процессы совершенствования ее структуры и тематики работ в соответствии с требованиями времени. Современная Академия наук – это крупнейший исследовательский центр, нацеленный на укрепление национальной экономики. Все академические научно-исследовательские и научно-производственные организации мотивированы на внедрение своих разработок в реальный сектор экономики и социокультурную сферу.

Вопросы для обсуждения:

- В Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года Беларусь заняла 62 место среди 132 стран, улучшив свой рейтинг на 24 позиции по сравнению с 2018. Как вы считаете, что позволило нашей стране добиться таких результатов?

- В 2022 году Академия наук Беларуси отметила знаменательную дату – 100-летие                    белорусской   академической    науки.    Какими    достижениями гордится наша наука?

- Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?

В фокусе обсуждения: инновационные технологии, технический прогресс, приоритетные направления развития инноваций в стране; исследования, ориентированные на конкретные запросы промышленности и другие отрасли экономики, результаты научных исследований, значимость научных открытий для повседневной жизни, поддержка молодых ученых, гражданская позиция, чувство гордости за ученых Беларуси.

Блок «Молодежь Беларуси – возможности для самореализации».

       Качественное образование и творческий потенциал личности – важнейшие ценности, на которые делается ставка в стране. В глобальной борьбе за контроль над ресурсами (а сегодня важнейший ресурс – интеллектуальный) образование и создание условий для творческого роста и развития молодежи превращаются в приоритет номер один. В Беларуси сделано многое для того, чтобы молодые люди были уверены: они нужны своей стране, именно здесь есть возможность реализовать себя.

       Успешный старт начинается в школе. Именно школа помогает раскрыть талант ребенка, определить его способности. Один из эффективных инструментов продвижения одаренных детей – привлечение к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских проектах, творческих и спортивных соревнованиях.

Одно из самых ярких составляющих национальной системы общего среднего образования – олимпиадное движение.

Ежегодно проводятся республиканские олимпиады по 18 учебным предметам.

Указом о деятельности специальных фондов Президента Республики Беларусь утверждены три обновленных положения: о специальных фондах Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, по поддержке талантливой молодежи; о поощрении и оказании материальной поддержки специальных фондов Президента Беларуси по социальной поддержке; о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи.

 

Вопросы для обсуждения:

Какие возможности предоставляют учреждения образования для удовлетворения     учащимися     школ,     студентами      своих     творческих способностей, научных интересов?

Какие условия созданы в Республики Беларусь для поддержки талантливой молодежи?

В фокусе обсуждения: государственная поддержка одаренных учащихся, тесное ваимодействие школы, вуза, академических институтов как возможность раскрытия талантов и интересов учащейся молодежи, условия для поддержки талантливой молодежи, содействие воспитанию всесторонне развитой личности, творческие способности, практические конференции, олимпиады, личные успехи.

Блок «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее».

В соответствии с Указом Президента с 1 января 2021 года начал функционировать Национальный детский технопарк. Это учреждение, которое реализует программу дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Его основная цель – поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Одно из основных направлений Национального детского технопарка – проведение образовательных смен, которые ориентированы на бесплатное обучение учащихся 9-11 классов по выбранному направлению.

          С ноября 2022 года представлено 15 образовательных направлений: «Зеленая химия», «Информационные и компьютерные технологии», «Робототехника», «Инженерная экология», «Биотехнологии», «Наноиндустрия и нанотехнологии», «Энергетика будущего», «Электроника и связь», «Архитектура и дизайн», «Информационная безопасность», «Лазерные технологии», «Авиакосмические технологии», «Виртуальная и дополненная реальность», «Машины и двигатели. Автомобилестроение», «Природные ресурсы».

        Просмотр видеосюжета  «Образовательные программы детского технопарка».

Вопросы для обсуждения:

Что такое наука в вашем представлении?

Как вы думаете, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия?

Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)?

Когда начал функционировать Национальный детский технопарк? Какова его цель?

Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает детский технопарк?

В фокусе  обсуждения: Национальный детский технопарк, совершенствование     умений                 и     навыков              самостоятельной     творческой, исследовательской деятельности, упорство в достижении цели, желание познавать окружающий мир, интерес к учебным предметам, изучаемым в школе; повышение интереса к учебной деятельности, расширение кругозора в области достижений отечественной и мировой науки.

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»

Подведение итогов.

       Белорусские ученые уже давно известны за пределами нашей страны. За    последние        годы             получили        мировое признание  многочисленные отечественные        разработки:  самые  большие     карьерные самосвалы, современные электробусы, прототипы электромобиля, супероптика и другие.

Белорусские ученые работают в различных отраслях и создают вещи, которые в значительной мере упрощают и улучшают жизнь. Само собой, идеи для всевозможных разработок не возникают на пустом месте. Зачастую ученые ставят перед собой задачу решить насущную проблему новым способом, который окажется лучше, быстрее и доступнее, чем другие.

Титов Дмитрий Валерьевич, руководитель по военно-патриотическому воспитанию ГУО «Средняя школа № 31 г. Гомеля» тел: +375447796220